Презентован проект развития внутреннего туризма "Зеленое кольцо России"


Россия раскинулась на огромных просторах от Черного до Берингова моря. 12 природных зон страны находятся под охраной ЮНЕСКО. На территории Российской Федерации находится около 13000 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). При этом долгое время эти сказочные пространства были закрыты от глаз массового туриста: к большинству природных красот он просто не мог подобраться в силу отсутствия инфраструктуры, высокой стоимости транспортной составляющей поездки и короткого сезона. Поэтому и россияне, имеющие средства к путешествиям, предпочитают отдыхать либо за границей, либо на теплом Черном море.
Лапшов А.Б В последние годы ситуация начала меняться. В рамках ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма» 2011-2018 гг. по инициативе местных властей или на средства предпринимателей на территории страны стали создаваться туристические кластеры, строиться отели и гостиничные комплексы в местах, окруженных нетронутой природой. Среди них уже немало объектов, способных обеспечить достойный уровень сервиса и предоставить качество отдыха европейского уровня. Огромными шагами развивается туристическая инфраструктура в Краснодарском и Алтайском краях; вполне приличные условия для туристов предлагают отдельные туристические зоны в Республике Карелия, Республике Татарстан, Астраханской, Ярославской, Нижегородской, Московской областях и т.д.. Единичные объекты с достойным уровнем сервиса есть уже в большинстве российских регионов.
Андрей Лапшов подчеркнул, что методика выбора туристических направлений в сфере природно-познавательного туризма должна быть достаточно простой и универсальной и отвечать на два главных вопроса: куда поехать и что ожидает туристов? При этом методика должна быть проверяемой и открытой для контроля независимыми специалистами. В рамках такого подхода объектом Зеленого кольца России может признаваться туристическое направление, набирающее суммарный балл оценки по сумме критериев не менее 70 процентов, а кандидатом – направление, набравшее не менее 50-60 процентов.
Сейчас проблема в том, что информация о создаваемой в стране туристической инфраструктуре носит отрывочный характер и не вызывает доверия у потенциального путешественника. Нет системообразующего, стержневого инструмента, который собирал бы информацию из регионов о туристических объектах, отбирал бы среди них наиболее качественные и рекомендовал их туристам и туроператорам.
В качестве проекта, в ходе которого будет решаться эта задача, готов выступить проект «Зеленое кольцо России». Методика ориентирована на разные уровни туристических направлений – от субъекта Российской Федерации до туристического объекта.
Андрей Гаврилов, президент Альянса Туристических Агентств, отметил, что экологический туризм пока занимает только порядка двух процентов рынка. Этот вид туризма очень интересен зарубежным туристам, с которыми нужно работать отдельно. Для этого надо заниматься и улучшением имиджа России. "Необходимо создавать стандарт качества турпродукта, и эту работу можно обкатать на создании стандарта экологического туризма".
"Сейчас настал некий момент истины. Если мы не сумеем создать условия для въездного и внутреннего туризма, то потом мы никогда этого не сделаем, - отметил профессор географического факультета МГУ Виктор Кружалин. – Поэтому своевременность этого проекта для меня совершенно очевидна" .
Регионы разные по своим возможностям и опыту, поэтому проект «Зеленое кольцо России» надо воспринимать как вытягивающий, зонтичный, по примеру проекта «Золотое кольцо России». Проект "Зеленое кольцо России" может стать государственным и системообразующим.
Профессор географического факультета Сергей Кириллов отметил: "Я географ со стажем, но мне сложно сориентироваться, в каких уголках страны сейчас можно спокойно и комфортно отдохнуть". - Надеюсь, что проект «Зеленое кольцо России» поможет таким как мне любителям русской природы и сделает доступными для туристов самые уникальные маршруты по России".
"Туризм – одна из важнейших отраслей экономики, - подчеркнул Иван Кидяев, советник руководителя Федерального агентства по туризму. - Государство стремится поддерживать серьезных инвесторов, которые вкладываются в туротрасль. Однако необходимо еще работать над вопросами сокращения транспортных издержек. Не секрет, что стоимость авиасообщений у нас велика, туристу выгоднее поехать отдыхать куда-то за рубеж. Без участия государства этот вопрос решен быть не может."
Формирование личности гражданина через осознание значимости природного и исторического наследия страны рассмотрел Юрий Мазуров, профессор Географического факультета МГУ. Он подчеркнул, что в обществе присутствует неполное или плохое представление об особенностях нашей страны и ее регионов, ее наследии. – "Сегодня с помощью туризма можно подкрепить процесс гражданского воспитания. Средствами неформального образования сделать это можно куда быстрее".
Во второй части дискуссии рассматривались возможности создания зонтичного бренда "Зеленое кольцо России", а если точнее, возможность представить его как коалиционный бренд внутреннего туризма и инструмент для формирования региональных туристических брендов. В этой части дискурса свои взгляды изложили Алексей Андреев, сопредседатель Ассоциации брендинговых агентств России, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF; Андрей Пуртов, куратор курса "Маркетинг и бренд-менеджмент" Британской Высшей Школы Дизайна; а также Денис Шлесберг, сооснователь и исполнительный креативный директор брендингового агентства "Атроника".