Insiders измерит интерес СМИ к гражданскому обществу

24 сентября на общественных слушаниях «Эмпирические исследования гражданского общества», организованных Общественной палатой РФ и Государственным Университетом - Высшей школой экономики, были представлены предварительные результаты аналитического исследования «Динамика позиционирования гражданской активности в СМИ в период 2006-2008гг. Исследование подготовлено Коммуникационной группой Insiders и пресс-службой Общественной палаты РФ.
Цель, которую поставила перед собой исследовательская группа, состояла в выявлении и анализе основных особенностей информационного поля, формируемого федеральными, региональными и интернет-СМИ при освещении проблематики гражданского общества.
Такое понятие как гражданское общество стало объектом медиа-аналитики впервые, поэтому исследователям пришлось разрабатывать новые, нестандартные подходы к проведению медиа-анализа.
Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе были выделены  основные понятия и категории, связанные с проблематикой гражданского общества, по которым был проведен мониторинг совокупности публикаций в федеральных, региональных и интернет-СМИ за два временных периода: с сентября 2006г. по май 2007г. и с сентября 2007г. по май 2008г.
Подводя предварительные итоги проделанной работы, исследователи охарактеризовали информационное поле, формирующееся вокруг гражданского общества, как насыщенное и весьма разнообразное. Традиционно наибольшее внимание СМИ привлекают скандальные и конфликтные события. Экспертные публикации в информационном поле гражданского общества присутствуют, но их количество в разы меньше.
Самым ярким информационным поводом, на который отреагировали СМИ, освещая, например, деятельность Общественной палаты РФ в  период 2007-2008 гг., стала инициатива члена Палаты относительно химической кастрации граждан, совершивших преступления сексуального характера в отношении малолетних и несовершеннолетних детей, а также акции по созданию «горячих линий» для призывников и избирателей.
Анализ отдельных субъектов гражданского общества показал снижение частоты упоминания такого понятия как «общественная организация» и наоборот рост упоминаемости понятия «некоммерческая организация», что позволяет говорить о взаимопроникновении этих понятий. Причем динамичнее всего этот процесс идет в федеральных СМИ.
Второй этап исследования заключался в выявлении и сравнительном анализе тематической структуры информационного поля, формируемого федеральными, региональными и интернет-СМИ при освещении проблематики гражданского общества по основным сферам жизни страны. В числе таких категорий были выделены: правозащита, политика, религия, профсоюзы, природоохрана, здравоохранение и соцзащита и пр.
Отмечается, что не всегда активность общественной организации прямо пропорциональна ее позиционированию в СМИ. Тем не менее, наметился рост, хотя и незначительный по сравнению с традиционно самой активной с точки зрения позиционирования правозащитной тематикой, тематики социальной. «Для нас крайне важным было уйти от «средней температуры по больнице», поэтому мы сделали попытку оценить, каким образом направления, по которым работает общественная организация, влияют на формирование общественного мнения», - поясняет руководитель пресс-службы Общественной палаты РФ Марина Рыклина.
В свою очередь руководитель Аналитического центра компании Insiders Вадим Воробьев отметил: «Составленная по результатам исследования структура информационного поля федеральных, региональных и интернет-СМИ продемонстрировала нам как вполне ожидаемые тренды, так и весьма неожиданные. Так, вполне ожидаемы лидирующие позиции правозащитных организаций в интернет-СМИ, как наименее ангажированных. Причем, на этом фоне мы видим снижение упоминаемости этих организаций в сегменте региональных СМИ. А вот то, что мы обнаружим значительный рост упоминаемости в такой категории, как здравоохранение и соцзащита – мы не ожидали. Связан он, по нашему мнению, с таким явлением, как активное проникновение в СМИ темы защиты прав людей с ограниченными возможностями. Причем в региональных СМИ эта тема поднимается активнее и острее».
Еще одна категория, для которой характерным является проявление протестного действия – профсоюзы. И здесь исследовательская группа обнаружила один из самых высоких показателей упоминаемости по всем категориям СМИ и одновременно самый высокий рост упоминаемости.
Третья часть исследования была посвящена анализу освещения гражданской активности в СМИ ряда регионов таких, как: Республика Чувашия, Приморский край, Ставропольский край, Новосибирская, Тульская, Челябинская и Ярославская области. Анализ полученных данных еще не закончен. В дальнейшем данное исследование будет использовано для подготовки Ежегодного доклада Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации».