IABC вносит ясность: Лоббизм в России - по закону или по понятиям?

15 декабря в пресс-центре РИА Новости прошла дискуссия-презентация, инициированная Российским отделением IABC. В ходе мероприятия были обнародованы результаты годичного исследования IABC/Russia «Лоббизм в современной России», была представлена концепция законопроекта о лоббизме и выступили эксперты, которые озвучили свое отношение к возможности законодательного регулированию лоббизма в России.


Мероприятие началось выступлениями двух докладчиков. Вице-президент IABC/Russia  Николай Студеникин рассказал полному залу собравшихся о результатах исследования, проведенного при поддержке IABC Независимым институтом изучения новой экономики и КГ PROTEKT.
Общий вывод исследования таков – содержание понятия «лоббизм» в России не всем понятно и зачастую воспринимается, как коррупция, а такое понятие, как GR, вообще мало знакомо российскому бизнесу. Исследование показало, что большинство экспертов, а их было три группы – представители бизнеса, властей и общественные деятели – сходятся во мнении: рынка лоббизма и GR в России как такового нет, не до конца ясны даже сами термины, однако прослеживается необходимость в изменении этой ситуации, пока только не совсем понятно, что нужно делать.
Вице-президент IABC Павел Морозов, презентовавший концепцию законопроекта, заключил, что «любой формат регулирования лоббистской деятельности в России не приведет к реструктурированию сложных моделей взаимодействия власти, бизнеса и общества. Но даже само конструктивное обсуждение таких мер укрепляет авторитет задействованных сторон и позволяет начать процесс определения рамок, в которых должны продвигаться интересы».
Спикеры, среди которых были Виктор Плескачевский (Председатель Комитета Государственной Думы по собственности), Григорий Томчин (Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий), Виталий Расницын (Председатель Совета Ассоциаций Медийной Индустрии ), Игорь Бунин (Глава независимого фонда «Центр политических технологий»), Александр Борисов (Генеральный директор ММБА), Олег Румянцев (Управляющий партнер консалтингового агентства«Румянцев и партнеры»), Игорь Минтусов (Председатель Совета Директоров ГК «Никколо М» ) и Павел Толстых (руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти) говорили о цивилизованном и нецивилизованном лоббизме, о механизмах его правового регулирования, о рынке GR-консультирования в России и во всем мире.
Все согласились, что пока рано сравнивать нашу страну с США, где законы о лоббизме четко прописаны и работают. Или даже с Европой, где отсутствие четкой формулировки закона может быть компенсировано механизмами зрелых институтов гражданского общества. Вообще, многие поддержали мнение, что правовые нормы не будут строго соблюдаться до тех пор, пока не усилят свое влияние в обществе нормы этические и моральные.
В итоге г-н Томчин предположил, что лучше двигаться «вперед по шажку, а не ждать революции». Такими «шажками» можно назвать попытки создания СРО (саморегулируемых организаций), недавнее принятие закона о противодействии коррупции, а так же тот факт, что проблема продолжает быть острой и вызывать большой общественный резонанс.
Подводя итог мероприятия, Андрей Лапшов, президент IABC/Russia и КГ Insiders, который выступил модератором дискуссии, сказал: «есть ощущение, что в вопросах регулирования лоббистской деятельности пора сделать шаг. Но вопрос остается открытым – какой?»
Игорь Минтусов, которому было предоставлено заключительное слово, отметил, что главными чертами цивилизованного лоббизма должны стать открытость и прозрачность. А, значит, в России есть еще над чем работать.
На мероприятии было проведено анкетирование его гостей. 75% опрошенных отметили, что в современных условиях правовое регулирование лоббистской деятельности необходимо. При этом четверть опрошенных считают, что больше всего заинтересованы в законодательном регулировании лоббизма профессиональные и отраслевые объединения, общественные организации и СМИ, еще четверть – профессиональные лоббисты, 10% — власти и лишь 2% — никто. Остальные считают, что этот процесс пойдет на пользу всем. Что же касается механизмов, подходящих для такого регулирования, половина опрошенных считает, что таким механизмом могут стать СРО, чуть меньше поддерживают регистрацию и лицензирование. Из альтернативных вариантов были предложены: «комплексные механизмы», «создание условий реальной рыночной экономики» и «федеральный закон».
В опросе приняло участие 68 человек.
 
Материалы исследования, концепция и видеозапись материала появятся на сайте до конца недели. Пожалуйста, следите за обновлениями.
По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь к исполнительному директору IABC/Россия Татьяне Ольховой olkhovaya@iabcrussia.ru, +7 495 221 74 32