Андрей Лапшов: «Отрасли инноваций не хватает консалтинга на всех этапах развития стартапов»

Президент Коммуникационной группы Insiders, избранный председателем Комитета по развитию инновационной экономики АМР, поделился своим взглядом на отрасль инноваций и рассказал о планах работы на новом посту.
Каковы приоритеты развития отрасли инноваций на сегодняшний день?

Активная деятельность по рестарту инновационной сферы началась в России примерно четыре года назад, и нельзя сказать, что на сегодняшний день мы достигли каких-то явных успехов.
Поэтому приоритеты в развитии отрасли остаются, как ни странно, теми же, что и четыре года назад: поднять отрасль и сделать так, чтобы низы захотели того, что говорят верхи. Пока все в основном ограничивается призывами сверху, а  те «низы», которые должны изобретать и внедрять инновационные продукты и технологии, пока не поверили в то, что это все не какая-то PR-кампания.

Какие направления деятельности в сфере инноваций представляются Вам наиболее проблемными?

Вызывает вопросы эффективность деятельности институтов развития – экспертное сообщество не имеет серьезных претензий, пожалуй, только к РВК: компания выполняет функции и института развития, и фонда фондов, ведет и поддерживает множество проектов.
Пока не построен инноград в Сколково, идут пересуды по поводу этого проекта.
Очень большая проблема – нехватка экспертизы и консалтинга на всех этапах реализации стартапов. Люди, которые начинают свою изобретательскую деятельность, с самого начала и до конца должны быть сопровождаемы профильными специалистами - начиная с юридической экспертизы по защите авторских прав и заканчивая маркетинговым сопровождением проектов, финансовым консалтингом, которые позволили бы довести до логичного конца и без того страшно сложные проекты. Статистика реализации венчурных проектов очень жестока: из 1000 венчурных проектов реализовываются единицы. Они настолько ранимы на всех своих стадиях, что необходимость в экспертном консалтинге на каждом этапе становится вопросом жизни или смерти.


Как вы собираетесь решать эти проблемы на посту председателя Комитета по развитию инновационной экономики АМР?

Одна из основных задач, которую я ставлю как руководитель Комитета, - соединение на этой экспертной площадке (а я вижу комитет именно как экспертную площадку) стартаперов и инвесторов с одной стороны, и консультантов – с другой. До сего момента все подобные площадки были либо однородными, либо всеядными, либо площадками для встреч стартаперов с инвесторами. Так вот у нас будет по-другому: стартаперы и инвесторы с одной стороны, и консультанты – с другой. Это именно та площадка, которой сейчас очень сильно не хватает. Не менее важно, чтобы такие профессиональные отношения были организованы не только между поставщиками консалтинговых услуг и стартапами, но и с малыми и особенно средними инновационными предприятиями, на которых вообще должна держаться частная экономика, здесь тоже можно сделать много полезного и необходимого.


Эта Ваша позиция отразилась в плане деятельности Комитета, который Вы представили на этапе выборов председателей?

В своей программе я набросал план круглых столов с предварительными темами, однако рынок инноваций чрезвычайно динамичен, постоянно происходят какие-то события, появляются новые законы. Принимаются новые решения, рождаются новые идеи, поэтому я уверен, что во второй половине года план этот будет уже несколько другим. В целом могу сказать, что хотелось бы провести ряд полезных экспертных заседаний с приглашением ведущих специалистов, и может быть не только из России. И в конце года издать некую брошюру, или доклад, который распространили бы по рынку, чтобы расширить поле консалтинговых компетенций, необходимых рынку инноваций.

Я не хотел бы отсиживаться в глубокой обороне во время своего руководства Комитетом, и поэтому уверен, что к концу года наберется 5-6 эффективных мероприятий. Возможно, в партнерстве с другими комитетами. Предварительно мы обсуждали эту перспективу с руководителем комитета по образованию. Сфера образования является крайне важной для инновационной сферы, ведь для строительства инноваций нужны высокообразованные кадры. Сейчас у нас таких специалистов очень мало, потому что много лет была огромная утечка потенциально ценных кадров за рубеж.



Коммуникационная группа Insiders (www.insiders.ru) в течение 12 лет предоставляет своим клиентам полный спектр коммуникационных услуг – от разработки стратегии PR-кампании до ее реализации через СМИ, рекламные носители и различного рода акции и мероприятия. В своей работе агентство использует наиболее эффективные PR-технологии, включая инструменты лоббизма. КГ Insiders первой среди отечественных PR-агентств открыла и начала осваивать новое направление – коммуникации в сфере инноваций (InCo).